Конструирование из строительного материала, как средство всестороннего развития детей.

 

План.

1.Конструирование, как средство всестороннего развития детей.
  а) Формирование сенсорных способностей.
  б) Анализ и синтез в конструировании.
  в) Совершенствование зрительного восприятия.
  г) Развитие пространственных представлений.
  д) Формирование обобщённых представлений.
  е) Развитие творческих умений детей.
  ж) Совершенствование речи детей.
  з) Формирование моральных качеств детей.
  и) Формирование личностных качеств.
  к) Формирование эстетического вкуса.
2.Использование чертежей в конструировании.
  а) II младшая группа.
  б) Средняя группа.
  в) Старшая и подготовительная группа.
  г) Итоги работы.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности; формируются обобщённые представления о создаваемых объектах; развивается самостоятельность мнения; творчество; художественный вкус; формируются ценные качества личности, такие как аккуратность, целеустремлённость, настойчивость и т.д. Всё это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Детское конструирование, как было уже сказано, является средством всестороннего развития детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности и, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой. Например, в младшей группе, знакомя детей со строительным материалом, обращали внимание детей на форму деталей, их величину, уточняем понятия короткий - длинный (дорожки для кукол и машин); широкий - узкий; высокий - низкий и т.д. Используя строительные детали различного цвета, дети закрепляли названия основных цветов, уточняли названия геометрических форм.

Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета. У него развиваются познавательные и практические действия. Ребёнок реально, практически выбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. Так в действии ребёнок осуществляет анализ и синтез.

В конструировании совершенствуется и зрительное восприятие, оно становится более целенаправленным. Ребёнок учится производить более глубокий зрительный анализ модели, не обращаясь к реальному расчленению (т.е. не разбирая модель на детали). Таким образом формируется способность сравнив, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Конструирование играет большую роль в развитии пространственных представлений. Сооружая постройку, ребёнок уточняет и пополняет пространственные представления, предварительно намечая её положение в пространстве, расположение её частей в пространстве. Формирование пространственных представлений происходит на наглядном материале.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем мире составляют группы однородных предметов, объединённые одним понятием: здания, мосты, транспорт и так далее. В каждой группе имеются и общие и различительные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей. Например, в зданиях - фундамент, крыша, стены, окна, двери. Части различаются по форме, величине, отделке. Эти различия зависят от назначения. Например, здание школы имеет большие окна, чтобы было светло; в жилых домах более узкие окна с балконами; в магазинах - витрины. Но это всё окна.

Таким образом, дети усваивают основную конструкторскую зависимость - постройки от её практического назначения. Это оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

Конструирование также создаёт условия для развития творческих умений детей. Ребёнок усваивает схему изготовления постройки, передавая и общие и различительные признаки, осуществляя это в определённой последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта постройки, что часто требуется в игре.

В процессе обучения дети учатся планировать работу, представляя её в целом; учатся контролировать свои действия; самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

Во время занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия строительных деталей, узнают об особенностях геометрических форм.

Конструирование способствует совершенствованию речи детей, т.к. в процессе работы дети делятся своими замыслами; учатся мотивировать их общаясь друг с другом и с воспитателем. Дети учатся правильно обозначать названия направлений (т.е. ориентироваться) вверх, вниз, сзади, впереди, в центре и так далее.

Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирует моральные качества личности, имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. Например, совместное строительство моста, корабля, театра. В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности в нужный момент оказать помощь товарищам. В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, совместная деятельность детей в конструировании представляет большие возможности для воспитания навыков работы в коллективе.

Конструирование способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструирования и в игре мы воспитываем волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

Конструирование является эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками, а также архитектурными памятниками воспитатель развивает художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе, воспитывая у детей способность, произвольно управлять своими познавательными процессами, направляя их на решение учебных задач; способность выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Несколько лет тому назад, начиная работать с детьми II младшей группы по программе "Развитие", мы усомнились, смогут ли дети освоить эту сложную программу, в частности, по разделу "Конструирование". Ведь на протяжении 4 лет обучения дети знакомятся с чертежами, учатся читать их и чертить самостоятельно. Дети на удивление быстро осваивали новые понятия; учились всему необходимому, прекрасно справлялись с заданиями. Считаю, что цель обучения была достигнута. Как же это было:

В младшей группе мы впервые познакомили детей с простейшими схематическими рисунками, которые составлялись из линий и фигур простой геометрической формы. Например, говорим детям, что сегодня будем строить дорожку для маленьких куколок, и предлагаем им линейный чертёж (мелом на полу или на столе). Линия показывает протяжённость дорожки и конфигурацию. Или рисуем две параллельные линии - это рельсы трамвая, идущие на равном расстоянии друг от друга. Или, строя парк для кукол, предлагаем детям контур округлой, квадратной или прямоугольной формы. Предлагая построить загородку с воротами, составляем для них схему в масштабе постройки, на которой видно, сколько и каких деталей надо взять для постройки, а располагать их можно прямо на схеме, накладывая на схему, совмещая грани деталей с контуром изображения. Эти простейшие схематические рисунки помогают детям правильно размещать детали в пространстве, отрабатывать технику точного соединения; более чётко представлять себе строение предмета.

Наши опасения по поводу сложности программы "Развития" для детей не подтвердились. Оказалось, что детям было интересно играть с такими вот рисунками. Они прекрасно справлялись с заданием, правильно используя схемы. В конце занятий мы обязательно обыгрывали постройки, используя для этого различные мелкие игрушки: машинки, кукол, зверюшек, домики, деревья, матрёшки, ёлочки, грибочки и т.д. Это помогало принимать занятия как игру. После нескольких таких занятий дети стали спрашивать: "А когда мы ещё будем строить?" Конечно, мы осознавали, что младшая группа - это предверье настоящего конструирования по программе "Развитие". В младшей группе основным средством анализа служил конкретный образец предмета. В средней же группе основным средством анализа является графическое изображение предмета - т.е. дети должны научиться читать чертежи.

Сначала мы применили чертежи наряду с образцами и сопоставляли их между собой. Схему давали упрощённую: общая конфигурация, состав и пространственное размещение предмета. Проекцию изображения давали только одну, в основном фронтальную, а в конце года добавляли вид сверху и сбоку. Тематика построек, создаваемых с помощью чертежей, не была сложной. Частично мы предлагали задания сходные с выполнявшимися в младшей группе. Вот этой, можно сказать, уже серьёзной деятельности предшествовала большая подготовительная работа, проводившаяся в сентябре-октябре на первых занятиях. На этих занятиях мы учили детей изображать различные строительные детали (куб, кирпичик, треугольную призму, цилиндр, конус, пластину и др.) на бумаге в трёх проекциях на чертежах-развёртках. Эта работа была кропотливой, требовала индивидуального подхода к каждому ребёнку. Но, не освоив этого, мы не могли продвинуться дальше. Это - азбука конструирования. Фигуры дети рисовали на глаз от руки (хотя, как вариант предлагается использовать лекало в масштабе 1:1). Считаю, что это хорошая тренировка для руки, развивается глазомер, ориентирование на месте.

После того, как дети научились изображать детали, и научились отыскивать детали, которые предлагались им на схемах, мы стали предлагать детям составные чертежи предметов, состоящих уже из 2-3 элементов. Во время этой работы постоянно уточняли основные признаки данных деталей, учили правильно называть и различать детали.

Очень нравилось детям разгадывать загадки. Например, показывали чертежи-развёртки деталей и предлагали найти ту деталь, которая изображена на чертеже. Далее дети уже самостоятельно создавали композиции из 2-3 деталей и составляли чертёж во фронтальной проекции. Вот эти занятия - конструирование по замыслу - очень нравились детям, тем более что работы проверялись у каждого, ошибки исправляли красным карандашом, и объясняли, где они допущены. Дети просили ставить им оценки. В качестве поощрения (чего добивались все дети) мы разрешали им, если предыдущее задание было выполнено правильно, начертить вид сверху и сбоку этой же постройки.

В конце года, конструируя по замыслу, дети делали уже сложные постройки, состоящие из многих деталей, и уверенно составляли чертежи. Так же уверенно к концу года дети стали читать простые, не сложные чертежи и строить по ним. Все занятия мы стремились по возможности проводить в игровой форме. Иногда к детям приходил любопытный Буратино, иногда Незнайка, для которого дети составляли чертежи. Строя пароход, трамвай, машины мы обыгрывали постройки с куколками, или иными человечками для данных построек. Строя мост через реку, дети ошиблись в расчётах, сделав его очень низким, т.к. под ним не проплыл кораблик, он задел за мост. Пришлось срочно исправлять конструкцию, чтобы не было аварии и т.д. Но к концу года дети стали воспринимать конструирование, как серьёзное занятие, ставящее дошколят на уровень со школьниками. Это же отношение к конструированию осталось и в старших группах, где дети совершенствовали навыки конструирования, полученные в средней группе.

Те знания, которые были заложены в младшем возрасте, дали плоды. Наши старания не прошли даром. Приятно было смотреть, как легко дети справлялись со сложными заданиями, а чертёж на доске - это для них не просто ничего не значащая бумажка, в которой они ничего не понимают. Это основной документ и помощник в их конструкторской деятельности. Они свободно подходили к нему во время занятия, определяя, какие и в каком количестве детали необходимы для постройки, в процессе работы справлялись по нему - правильно ли они делают работу. Если мы видели, что ребёнок в чём-то ошибся, мы сообщали: "У тебя ошибка. Подойди к чертежу, проверь себя". Дети научились проверять свои работы и находить ошибки по чертежам. Всё это делалось организованно, с минимальным шумом, без баловства; мы допускали деловые разговоры, диалоги. Приятно было слышать, как дети говорили друг другу: "Ты зачем взял два полукуба, здесь надо поставить один куб" и т.д. Особенно по-деловому дети вели себя при коллективном конструировании, особенно если оно было без предварительного общего анализа чертежа.

На протяжении старшей и подготовительной групп составляя чертежи, дети учились пользоваться пунктирами и составлять чертежи уже в трёх проекциях. Мы полностью прошли курс конструирования младшей, средней и старшей группы. Плохо, что большинство занятий по подготовительной группе не были проведены из-за отсутствия многих строительных деталей (например, арки, конуса, шара, полусферы и т.д.). Наши конструкторские наборы более простые, примитивные, что сделало проведение многих занятий невозможными.

Итак, в заключении, мы хотим посоветовать воспитателям не бояться по программе конструирования "Развитие" - главное, это систематическая и планомерная работа с детьми. А результаты не заставят себя ждать. Это и вопросы детей: "А мы будем сегодня конструировать?" И блеск в их глазах, когда они справляются с заданием, и нарочито-небрежные замечания: "А, это ерунда. Дайте что-нибудь посложнее!"

Приятно осознавать, что ты многому научил детей. Научил тому, что им пригодится в дальнейшей жизни.

Воспитатель Волкова Елена Григорьевна.